Наверное, не случайно вскоре после нападения на Кашина появился нашумевший по самое не балуй всего за несколько часов пост Навального о коррупции в "Транснефти". Именно коррупции, про хищения и нецелевое расходование средств говорить пока рано, ибо по тем данным, что мы имеем, невозможно установить точно, что под каким видом было "распилено". Тут вспоминается недавний Матвейчев со своими гусеницами, якобы тоже просто пиаривший свою книжку, но поразительно точно попавший в струю. О коррупции сейчас не говорит только ленивый.
Некоторые считают, что реакция на пост Навального свидетельствует о том, что в России сложилось гражданское общество, особенностью которого является нелюбовь к власти.
Другие считают, что Навальный осознанно или неосознанно
Третьи считают, что Навальный - агент ЦРУ.
Самое интересно, что правы все. Да, у нас если и есть гражданское общество, то оно присутствует исключительно в интернете, и представленно оно по большей части противниками власти. Да, пост Навального объективно играет на руку Токареву - другу Путина и Тимченко. Да, любая деятельность по расшатыванию системы выгодна в первую очередь Западу.
И неважно, что руководство "Транснефти" само инициировало проверку (кстати, оно признало факт проверки, а не подлинность документов в ЖЖ Навального, во чем нас пытались уверить некоторые) - почему оно молчало все это время? И неважно, кто украл больше: Ходорковский, Вайншток, Токарев или Сечин. Важно, что все это звенья одной цепи, уходящей в 90-е годы, в которых при вице премьере (а ныне видном оппозиционере Немцове) так же, как и сейчас, убивали журналистов. Важно, что у власти те же люди, что уничтожали нашу страну тогда, они только сменили фамилии. И ни "кровавый путинский режим", ни "проклятые 90-е" не должны рассматриваться в отрыве от этого факта. И многие из тех, кто сегодня разоблачает власть несут ответственность за эту власть не меньше ее самой.
В одном точно прав Матвейчев: рейтинг коррупции во многом зависит от степени озабоченностью этой проблемой общества. А оно у нас ею чрезвычайно озабочено. Во всяком случае то, которое гражданское. То, которое в интернете. Ведомое капитанами. Вопрос, куда?
Казалось бы, при чем тут Кашин?
– Откуда у вас этот отчет?
– Вы думаете, я вам все скажу, чтобы завтра человека взяли и убили?
и тут же ответ, достойный капитана гражданского общества:
– Вам не страшно всем этим заниматься, у вас же семья, двое детей?
– Нет, мне не страшно. Я разумный человек: может быть, чего-то опасаюсь и стараюсь быть осторожным, но кто-то же должен этим заниматься – просто с точки зрения заботы о своей семье, которая должна жить в нормальной стране, которой не управляет всякое ворье. Своей деятельностью я, в том числе, защищаю своих детей... В ужасных вещах меня обвинят уже буквально завтра. Пиарщики «Транснефти» через какие-то сайты и газеты начнут обвинять. Но я готов к этому, это такой жанр. Гарантии безопасности у меня нет. Я отлично все понимаю, но такова жизнь, кто-то должен этим всем заниматься. Если вы будете сидеть и молчать, то ничего хорошего в вашей жизни не будет.
Хотел было написать: это политика. здесь могут и... и рука дрогнула. Что там покалеченный Бекетов, что там избитый Кашин. За это не бьют и даже не калечат. За это сразу убивают. Возможно даже, показательно казнят, чтоб другим неповадно было.Это раз.
И второе.
Но есть еще идея, над которой я предложил бы подумать.
В последние 11 лет у нас в России так повелось, что транзиту власти неизменно предшествуют сакральные преступления. Точнее даже – жертвоприношения.
В 1999-м, когда преемником стал Путин. Взрывы домов. Взорвали жителей окраин – тех, кто органически не мог принадлежать к правящей элите. И кого элите по определению не жалко. Сразу всем было ясно, что взрывали – чеченцы. Чтобы запугать и унизить Россию. Единственно возможный ответ – война. С маленьким счастливым концом.
В 2006-м, когда преемником должен был стать Медведев. Но что-то там забуксовало. Погибли Анна Политковская и Александр Литвиненко. Я еще в декабре 2006-го пытался изложить свою версию о связи между этими двумя убийствами и грядущим восшествием Медведева на престол. Да, опять убивали людей внеэлитных, кого не жалко. И сразу всем было ясно, кто убивал – кровавые путинские силовики. Чтобы не дать Путину уйти. Или точно продавить преемника-силовика. Единственно возможный ответ – либеральный преемник Медведев. С маленьким счастливым продолжением.
Сейчас ведь у нас тоже обострился вопрос о транзите власти. О том, станет ли преемником Медведева Медведев.
Не приспело ли время для нового жертвоприношения?
Вспомним: в жертву приносят того, кого не жалко. Кто ни в какой элитной группе не стал в доску своим.
Я не знаю, как оно на самом деле. Поживем – увидим.
Чтобы увидеть, важно еще пожить.
В России, конечно, надо жить долго, но не у всех это получается.
Впрочем, возможно, все не так и страшно, и преемником Медведева в 2012-м станет Медведев, а преемником Медвевдева в 2018-м сам Навальный.
Но что-то мне подсказывает, что чей-то отсчет уже пошел, и патрон уже загнан в патронник...
Белковский неправ в одном: самая эффективная жертва ИМХО - из числа своих. Так что то, кто сейчас, не приведи господь, завалит Навального окажет неоценимую услугу тому, кто хочет расколоть тандем...
Journal information