90-е кончились, никакого андеграунда в традиционном понимании этого слова у нас давно нет, время героев давно прошло, и никакой почвы для появления чего-то нового пока не наблюдается. Но можно на один (или два) дня воскресить старое. Именно эта идея была положена в основу концепции прошлогоднего фестиваля «Панк Юрского периода», призванного на два дня вернуть 80-е. Оказалось, что это нужно лишь нескольким десяткам людей. Фестиваль ностальгии по 90-м (именно так кто-то называл «Вечную весну», некоторые же и вовсе создавали вокруг него атмосферу неформального фестиваля памяти Егора Летова) оказался нужен нескольким сотням.
И за эти два дня я увидел всех представителей московского околомузыкального-околополитического формейшна (конечно, удивило отсутствие некоторых лиц, чье присутствие на таком фесте, казалось мне аксиомой), которых всех вместе в одном месте и одно время я никогда и не чаял увидеть. И очень много было иногородних, некоторые на последние деньги купили билет до Москвы, залезли в долги, взяли отпуска за свой счет на работе. Минск, Киев, Николаев, Харьков, Воронеж, Белгород, Ленинград, Ижевск, Самара, Казань, Саранск, Оренбург, Новосибирск – вот лишь неполный список городов. Это для них мы сделали этот фестиваль. Для тех, кто понимает…
Конечно, не все прошло гладко, были ошибки, недочеты – а куда без них? Лично я ни одного раза не помню, чтоб фестивали такого масштаба (да и меньшего тоже) проходили идеально, как по нотам. Конечно, с самого начала шансы хотя бы окупиться были минимальны. Но все прошло, на мой взгляд, гораздо лучше, чем я ожидал. Ажиотаж был бешенный, хотя понятно было, что никаких подписавшихся на встречу в ВК восьми тысяч не будет, тем не менее, за оба дня на фестивале побывало порядка 400 с лишним человек, и это хорошо. Особенно, учитывая тот факт, что это реально ВСЕ, кто есть. Все, кому это хоть в какой-то степени интересно. Со всей страны. И состав был своего рода подведением итогов не только ННТК, но и всего русского андеграунда. Конечно, не хватало Сантима и Третьякова (которым интересней играть междусобойчик для «своих» 20 человек). И «Теплой трассы», которая зависла в Сибири. Но мы собрали почти всех. Всех, кто еще жив, творит и представляет хоть какой-то интерес публике. И все музыканты оправдали надежды – играли, как последний раз, выложились на полную. Может, потому, что понимали, что играют на похоронах не только фестиваля и ННТК, но и целой эпохи.
Перед фестивалем было множество всяких инсинуаций, мол, зачем это нужно, пинать труп и т.д. Я скажу так: все верно, это никому не нужно, и пинать труп попросту бессмысленно, не говоря о моральной стороне. Но я сделал это для того, чтобы поностальгировать в первую очередь самому. Я сделал этот фест для себя и своих друзей. Ну, и еще для нескольких сотен человек со всей страны, которые понимают, о чем я. И ко мне подходили люди, жали руки, благодарили, понимая, что это первый и последний раз, и что такого больше не повторится. Все, кому это не нравится – не пришли! И х.. с ними! Я, считаю, что мы отлично провели время. Это был офигенный праздник. Праздник, который бывает раз в жизни. Парад планет, как сказал Вова Ареховский.
Но хорошего понемножку. Новой весны действительно не будет, уж, простите меня, кого я этим разочаровал. Ни «Вечно весны», ни «Вечного лета». Ничего вечного в природе не бывает. С этим не поспоришь. Хотя, может, лет через пять сделаем еще что-нибудь для тех НАШИХ, кто еще будет жив. Но явно что-то другое. Каждое воспоминание должно быть уникальным. Жизнь тем и прекрасна, что она конечна...
Journal information