С самого начала киевских событий в обществе активно обсуждается роль в них представителей бизнес-элиты. Все чаще говорят о конфликте внутри основных финансово-промышленных групп в окружении Януковича. Все это является чрезвычайно важным, учитывая, что именно т.н. консенсус олигархов в свое время и сделал ставку на Януковича в качестве политического лидера страны. Соответственно, лишившись поддержки крупного бизнеса, у Януковича останется только один серьезный сторонник – силовые структуры.
В СМИ постоянно муссируются слухи, дескать, олигархи собираются с помощью контролируемых ими депутатов отправить в отставку правительство Азарова. При этом оппозиция открыто заявляет о возможности прямого сотрудничества с олигархатом, да и не скрывает своих уже имеющихся связей. Их задача проста – раскачать власть. Несмотря на то, что прийти к консенсусу относительно правительства, похоже, пока не удалось, очевидным фактом остается то, что вся мощь принадлежащих крупному капиталу медиа направлена на поддержку оппозиции. Речь идет в первую очередь о телеканале «Интер», принадлежащем активно выдавливаемому в последнее время из политики газовому магнату Дмитрию Фирташу. Вслед за Фирташем фактически поддержали «Майдан» владелец компании «Интерпайп» Виктор Пинчук и самый богатый украинец Ринат Ахметов.
С самого начала было понятно, что «хозяева» украинской экономики стремятся в Европу. Во-первых, потому что изношенная за 20 лет незалежности советская промышленная инфраструктура уже в ближайшее время попросту перестанет работать, а соответственно – приносить прибыль. Альтернатива же Таможенного союза крупным бизнесом не рассматривается в принципе по той простой причине, что в этом случае украинские собственники своего бизнеса могут просто лишиться – аппетиты восточных соседей известны не понаслышке. А во-вторых, им, как и нашим олигархам, хочется на Запад - легализоваться там, получить гарантии безопасности своему бизнесу (чего нет на Украине, а тем более – в России), в общем, войти в «цивилизованное сообщество».
Однако Евросоюзу Украина нужна в первую очередь в качестве рынка сбыта, и он четко дал понять, что не заинтересован в развитии ее экономики. Почему же украинский олигархат, чей бизнес напрямую зависит от промышленных мощностей восточной Украины, упорно стремится в Европу?
Украинский политолог Алексей Блюминов считает, что промышленники давно поставили крест на производственных мощностях, как основном источнике дохода:
- Никто из них и не рассматривает сегодняшний бизнес как нечто вечное, Они спокойно перейдут от обрабатывающей металлургии к сырьевой - это дешевле. Или вообще все продадут и вложат деньги в иные сектора.
«СП»: - То есть о спасении украинской промышленности никто уже даже не задумывается?
- Понимаете, политика сохранения советского наследия - это утопия. Советская промышленность и в лучшие годы была не самой передовой в мире. А за прошедшие 22 года технологический прогресс не стоял на месте, и все эти индустриальные мастодонты еще больше устарели. Скажем, в Украине до сих пор производится сталь неэффективным и устаревшим мартеновским способом. Украина мировой лидер по проценту выплавляемой таким образом стали, до сих пор в стране 35 мартеновских печей, которые производят 9 млн тонн стали в год. А металлургия – основа украинского экспорта. Также, по данным Госстата, 18,1% тепловых и паровых сетей – ветхие и аварийные. 38,2% – это по водопроводным. Степень износа основных средств – 74,9%. Украинская экономика требует радикального обновления промышленного базиса. А политика сохранения советского наследия – это политика «доживания», откладывания инфраструктурного кризиса на потом. И, соответственно, его углубления. Чем больше это советское наследие устаревает, тем ниже его рентабельность, а следовательно, тем меньше способность украинской экономики к осуществлению масштабных инвестиций в промышленность, которые необходимы для ее обновления.
«СП»: - То есть олигархи хотят, чтобы как в России было? Но у российских есть нефть и газ. А у них что?
- Почему, как в России? Необязательно. Сюда придут западные ТНК и будут развивать свои производства. Рабочая сила тут дороже, чем в Индонезии, конечно, но гораздо более грамотная и квалифицированная.
«СП»: - А во что они тогда вложат деньги? И чем заниматься будут в таком случае?
- Ну, вот, например, «закрытые» химические предприятия Фирташа, о которых так плакались осенью противники ассоциации с ЕС, мол, кранты украинской экономике и «ховайся в жито». Черкасское ПАО «АЗОТ», входящее в холдинг OSTCHEM, принадлежащий Фирташу, вслед за возобновлением работы цеха по производству аммиака запустил цех по производству карбамида. Или вон Лисичанский НПЗ набрал две тысячи работников. «Стирол», кстати, тоже сейчас набирает специалистов химиков и отправляет на учебу имеющихся. Модернизируют производство полимеров.
В общем, все бы для олигархов не так плохо с евроинтеграцией, если бы Янукович, который вроде как поставлен выражать их олигархические интересы, не дал задний ход. Нарушился тот самый пресловутый консенсус. И все это на фоне давно наметившегося конфликта с т.н. «Семьей», недовольства формированием бюджета, покровительства в вопросах бизнеса близким к «Семье» младоолигархам . А тут еще и предынфарктное состояние украинской экономики, вынуждающее режим Януковича искать деньги где угодно и на каких угодно условиях. Кто гарантирует, что отчаявшийся сохранить власть хотя бы до 2015 года Янукович не бросится в объятия Таможенного союза? Или что в случае силового решения политического кризиса и последующих за ним санкций со стороны Запада он не начнет спасать стремительно обваливающуюся экономику страны путем перераспределения собственности? В общем, Янукович и его окружение перестали быть надежными и подконтрольными. А тут еще настроения площади, игнорировать которые уже нельзя.
Алексей Блюминов убежден, что Евромайдан похоронил надежды Януковича на второй срок:
- Дело в том, что до Вильнюса у Януковича намечалась неплохая перспектива «медового месяца» с западной Украиной. Уж как его наши записные патриоты нахваливали - это надо было смотреть, видеть и читать. Даже в пример для Саакашвили ставили. Мол, пусть Михо учится у нашего Вити. А потом - бац! И облом! Так что Евромайдан закрыл для него возможность смены электорального поля перед выборами. А на востоке, да еще после подписания ассоциации с ЕС, ему как было ловить нечего, так и будет.
«СП»: - Так ведь Янукович задний ход включил, когда понял, что ассоциация может обрушить экономику еще до выборов, что не оставит ему шансов, разве не так?
- Да ничего она не обрушит. Там вопрос в другом. Ему нужны были деньги, чтоб по кредитам было чем расплатиться. А ЕС их не давал. Вот он и взял в другом месте. А ассоциация с ЕС будет подписана весной. Об этом уже и Азаров, и Арбузов и сам гарант заявили. Никто от него нее отказывался. А шансы на второй срок ему обрушил Майдан.
«СП»: - А что Майдан может дать колеблющейся украинской бизнес-элите?
- Основная проблема оппозиции в том, из-за чего весь этот бардак, собственно, и затянулся – в ее неспособности самостоятельно сформулировать внятную повестку уже не для масс, а для олигархической фронды. Иначе говоря, показать фронде, как именно будет пересобрана власть после того, как они дадут отмашку своим депутатам, и те сольют Азарова. Кто будет главным, что получат те, что получат эти, и, наконец, кто будет гарантом того, что никто никого не «кинет» по ходу дела. Иначе говоря, они не могут пока что предложить олигархии более привлекательную версию консенсуса, чем существующая сейчас и худо-бедно работающая даже в условиях хронического нарушения Конвенции со стороны младоолигархов «Семьи».
Именно поэтому пока стоит парламент. Там, словно на заседании «Союза меча и орала», каждый смотрит на другого и ждет, кто же предаст Батю первым. Главное, чтобы кто-то начал. А уж во вторых и в третьих недостатка не будет. В итоге, видя неспособность оппозиции, за дело «уламывания» олигархов взялся непосредственно Запад. Все эти нуланды, эштоны и маккейны. Что мы и наблюдали всю последнюю неделю.
«СП» : - То есть задача Майдана сейчас просто создавать фон?
- Сейчас инициатива перешла с улицы в кулуары. Задача улиц» просто «тупо і незворушно сидіти дупою на локации». Не расходится и не сдавать захваченных позиций. Время работает против власти…
http://www.svpressa.ru/politic/article/79410/
Journal information