До войны 1992-93 гг. Ткварчели был главным промышленным центром Абхазии. Основу промышленности составляла добыча и обогащение угля. Добываемый уголь транспортировался на обогатительную фабрику, продукция которой предназначалась для снабжения коксующимися угольными концентратами Руставского металлургического завода. В городе работали также ГРЭС, доломитовая фабрика, заводы, производящие строительные материалы, электромеханические изделия, лимонад и безалкогольные напитки, колбасы, кислород, асфальт, железобетонные конструкции, а также предметы одежды. Во времена СССР население города (включая поселки Акармара, Джантуха, Поляна и др.) составляло около 40 000 человек.
В годы войны Ткварчели перенес тяжелейшую блокаду, которая продолжалась 413 дней. Жертвами блокады и бомбёжек грузинских войск стали несколько сотен мирных граждан, самым громким был случай подрыва грузинскими военными транспортного вертолета Ми-8, осуществляющий эвакуацию. В результате погибло от 52 до 64 человека (включая 25 детей). Однако, гораздо страшнее войны по городу ударили экономические санкции, введенные против Абхазии со стороны СНГ в том числе, и Россией, в результате чего индустриальный потенциал Ткварчели был полностью разрушен.Промышленное производство упало более чем на 90 %. По данным на 2003 год население города составило 4786 человек...
С 2002 года угольная промышленность Ткуарчала начала понемногу восстанавливаться, добычей угля и последующим его экспортом в Турцию заняласьабхазско-турецкая кампания «Тамсаш», инвестировавшая в производство свыше $20 млн. С декабря 2009 года предприятие преобразовано в абхазское ООО«Ткуарчалуголь». Бюджет Ткуарчальского района на 90 % зависит от этойфирмы. Однако, добыча угля проводится открытым способом, что приводит кзагрязнению реки Аалдзга и вызывает недовольство местных жителей и рядаполитиков Абхазии.В городе также есть фабрика по производству перчаток, ламп,кровельного материала, на которой работает 60 рабочих (в 1989 было 1000рабочих), фабрика по производству гвоздей, на которой занято около 40 человек,и государственный хлебозавод. При поддержке центральных властей возобновил работу крупнейший завод «Заря»,производящий комплектующие для сельскохозяйственной техники для одного изроссийских заводов. Планируется строительство цементного завода.
Город георграфически разделен на жилой верх и промышленный низ. Эти две части помимо автодороги связывает также легендарная канатка, разумеется, неработающая уже более 20 лет. Навечно зависшая кабинка над городом - одна из современных печальных "визитных карточек" города. К сожалению, времени было мало, мы шли вниз, торопились посмотреть промзону, потому жилой фонд практически не поснимали. Промзона там, кстати, рай для сталкеров. Но сам город не такой уж "призрак", как его описывают. Вполне себе живой. В отличие от соседней Акармары, куда мы еще непременно заглянем. Вот несколько фото нижней части города. Вид с моста через Аалдзгу (Галидзгу)
Железнодорожная станция "Ткуарчал", соединенная веткой (26 км) со станцией "Очамчира",в настоящий момент не действует, рельсы используются для доставки угля в порт Очамчиры, у самого вокзала путь разобран. У этой ветки раньше было продолжение: участок Ткуарчал - Акармара. Однако на нем пассажирское движение осуществлялось только в течение двух лет, после чего было запрещено из-за сложных условий линии (высокая вероятность схода лавин). Сегодня горловина станции на протяжении 200 метров снесена оползнем до голой скалы, железнодорожное полотно от Ткуарчала сохранилось лишь частично, контактная сеть и средства сигнализации полностью отсутствуют. Но, как я уже говорил, Акармара - повод для отдельной поездки...
Вверху жилой сектор:
Journal information