Полет «Томагавков»: дорого, неэффективно, глупо. Дмитрий Родионов о том, как Трамп определился с сирийским вопросом
Итак, Трамп все-таки решился. Решился продемонстрировать свои мускулы. Видимо непросто так, а то в последнее время некоторые начали сомневаться в их у него наличии, и небезосновательно. Уж больно жалким он выглядел в последнее время на фоне развернувшейся в его стране, небывалой со времен маккартизма, «охоте на ведьм. Трампу постоянно приходилось защищаться. И вот он пошел в атаку.
Правда, направление для этой атаки он выбрал такое, которое должно успокоить его противников, которые очень боятся его реального сближения с Россией. Теперь ясно: сближения не будет, Трамп сжигает мосты.
При этом он все же попытался сделать такой акцент на самостоятельности и независимости при принятии решений — даже Конгресс в известность не поставил. И, конечно же, не поставил в известность Путина, чтобы это выглядело как вызов с его стороны: смотрите, какой я крутой, бомблю Сирию и ни у кого разрешения не спрашиваю!
Впрочем, он поставил в известность председателя КНР Си Цзиньпина, с которым встречался как раз сразу после того, как отдал приказ стрелять по Сирии. Может, китайского лидера он больше уважает? Какая разница, по большому счету? Ведь поставить в известность не равно посоветоваться или тем более — спросить разрешения. А может, он сообщил ему это просто потому что нелепо выглядело бы, если бы он, мило улыбаясь, общался с китайским коллегой, а в это время американские ракеты утюжили Сирию, тут нужно уже было соблюсти хотя бы видимость политеса.
А может, это как раз была попытка продемонстрировать Китаю свою силу, мол, пока мы тут с тобой чаи гоняем, мои ракеты сыплются на голову Асаду. Может, Трамп таким образом хотел дать понять, что им ничего не стоит провернуть то же самое с КНДР, и Китаю останется только «утереться», выразив решительный протест?
А может, Трамп хотел надавить на Китай, оставив Россию в одиночестве в голосовании в Совбезе ООН по резолюции об американских ударах по Сирии, которая, скорее всего буде внесена Москвой уже в ближайшее время? Ведь Пекин всегда выражал солидарность с Москвой в подобных голосованиях.
Или же Трамп пытался продемонстрировать свои военные возможности Путину? Типа, что наши ПВО бессильны? Нет, российские противовоздушные комплексы лучшие в мире, в этом можно не сомневаться. Но в той же Сирии у нас от силы восемь штук С-300. Каждый по четыре ракеты, то есть один залп — 32 цели. А «Томагавков» в Шайрат прилетело аж 59 штук. Зачем такая мощь (очень кстати, дорогостоящая, а ведь известно, что Трамп хорошо умеет считать деньги) против, по сути, не важной с военной точки зрения цели. Нет, безусловно, важной, эта база важное звено в аэродромной системе ВВС Сирии. Расположенная в центре страны она использовалась как база подскока во многих операциях сирийской армии. Но никак нельзя сказать, что по сирийским ВВС был нанесен какой-то совершенно сокрушительный удар.
Скорее всего это была именно демонстрация возможностей, показать, что их ракеты, может, и не лучшие, но их тупо больше, чем мы можем даже теоретически сбить (в данном случае мы могли сбить от силы половину). То есть они могли бы в случае начала полномасштабной войны первым же залпом накрыть наши ПВО, а дальше тупо пустить самолеты в пустом и безопасном небе.
Интересно, что из 59 ракет половина просто не долетели. Но и при таком раскладе, американцы могли бы просто победить числом. Понятно, что до полномасштабной войны с полноценным вторжением как по воздуху, так и по земле не дойдет, но она и не нужна.
Удар по авиабазе Шайрат напоминает похожие действия Рейгана в апреле 1986 года, когда в ответ на взрыв в ночном клубе в Западном Берлине, Вашингтон предпринял налет на военный аэродром и базу вооруженных сил Муаммара Каддафи в Триполи. Даже тогдашнее обращение Рейгана напоминает сегодняшний комментарий Трампа.
По некоторым данным, полученным из Белого дома, Трампу вчера предложили два варианта реакции на, якобы, применение режимом Асада химоружия. Первый заключался в ограниченном ударе по той инфраструктуре, которая, якобы, использовалась для химических атак. Что, собственно и было сделано. Но был и план Б, который подразумевал нанесение масштабного авиаудара по всем ключевым объектам инфраструктуры сил Асада — основным аэродромам, военным базам, предполагаемым местам хранения химоружия и т. д. Если это так, то очень хорошо, что Трамп выбрал все же более сдержанный вариант. А что было бы, если бы выбрал первый? Страшно представить.
Госсекретарь Рекс Тиллерсон уже заявил, что удар по Сирии не означает смены курса Белого дома — его стоит воспринимать отдельно как ответную реакцию на химатаку в Идлибе. О каком курсе идет речь вообще? Он был вообще, этот курс?
До последнего момента создавалось ощущение, что никакого курса у новой администрации нет, что Трамп вообще не понимает, что происходит в Сирии, и что с ней делать. На прошлой неделе его спецпредставитель при ООН это озвучила прямым текстом.
«Нашим приоритетом больше не является цель убрать Асада. Наш приоритет — реально понять, что делать, с кем мы должны работать, чтобы изменить жизнь народа Сирии», — вот, что она заявила.
Видимо, поняли, разобрались. Теперь мы видим, что у Белого дома есть курс в Сирии, и он меняться не будет. Это старый знакомый нам всем курс — курс Обамы. Курс вооружения террористов, курс организации провокаций с целью получения повода для агрессии, курс атак на правительственные войска в те моменты, когда их нужно отвлечь — недаром боевики ИГИЛ (организация запрещена в России) практически одновременно с авиаударами США перешли в наступление — какое совпадение.
Прочем тот факт, что был произведен фактически выстрел из пушки по воробьям, что эффект от удара просто несерьезен (говорится о шестерых погибших — получается по 10 ракет на одного, при том, что стоимость одной ракеты «Томагавк», в зависимости от её модификации и типа БЧ, может достигать 2 миллионов долл.) часть самолетов уцелело, «взлетка» и вовсе не повреждена. При этом в американских СМИ этой информации вообще предпочитают избегать. Так может это и вовсе было что-то типа «договрняка»? Или Трамп готовит почву для чисток в минобороны?
Выводов из произошедшего сделать можно много. Одно очевидно точно: Трамп действительно перечеркнул любую возможность нормализации отношений с Россией. А какие еще при этом задачи он решал — уже неважно. И это может оказаться намного дороже, чем деньги американских налогоплательщиков, выпущенные пусковыми установками, непонятно куда.
http://360tv.ru/news/polet-tomagavkov-dorogo-neeffektivno-glupo-dmitrij-rodionov-103380/
Journal information